Н.Н. СЫТИНА
Беларусь, г. Лунинец, ГУО «Детский сад №3 г. Лунинца»
Научный консультант – И. Г. МАТЫЦИНА, канд. пед. наук, доцент
В современных условиях, благодаря развитию музыкальнойиндустрии, предпочтения детей дошкольного возраста в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации. Это часто приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества. Классическая, народная и современная академическая музыка нередко остаются за пределами внимания детей. Но ведь именно эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, эстетического вкуса, представления о красоте. Для полноценного восприятия слушателю необходимо переживать музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые знания о музыке, то есть владеть основами музыкальной грамотности.
Чтобы вырастить ценителей и знатоков музыки, формирование основ музыкальной грамотности, приобретение знаний о музыкальной терминологии, музыкальных жанрах, средствах выразительности музыки, создателях и исполнителях музыкинеобходимо начинать в дошкольном возрасте.
Приобщитьсовременных детей к восприятию серьезных классических произведений и способствовать формированию у них устойчивого интереса к данному виду музыкальной деятельности достаточно непросто. Педагог сталкивается с необходимостью поиска новых идей, форм и методов, которые соответствовали бы возрасту, были бы интересны детям и помогали успешно решать поставленные задачи.
По нашему мнению, среди продуктивныхпедагогических средств для формирования у воспитанников основ музыкальной грамотности следует выделить технологию визуализации учебной информации.Данная технология направлена на интенсификацию обучения, развитие и стимулированиекритического и визуального,логического и ассоциативного мышления,зрительного восприятия детей. Она позволяет составить более полную характеристику понятий, выявить связи между ними, улучшает способность применения знаний в новых ситуациях [1].
Поскольку воспитанникам нужно усвоить много музыкальных терминов и понятий, запомнить названия музыкальных произведений и их авторов, наиболее эффективным, как показывает наш практический опыт,являетсяиспользование такой техники визуализации как интеллектуальная карта.Можем объяснить данное обстоятельство тем, что в интеллект-карте содержится максимум информации в доступной для детей форме, способствующей быстрому запоминанию. Отличительное свойство вышеуказанной техники–задействование в процессе усвоения материала обоих полушарий головного мозга, благодаря чему информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме [1].
Возможны два варианта созданияинтеллект-карт. В первом случае педагог представляет готовуюинтеллект-карту, по которой проводится беседа с детьми. Второй вариант предполагает создание карты детьмипод руководством педагога. Воспитанники устанавливают по темеключевые понятия, затем, в процессе овладения новыми знаниями, детализируют эти понятия. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Интеллект-карты могут быть различны по тематике: «Жанры музыки», «Композиторы», «Средства музыкальной выразительности», «Симфонический оркестр», «Белорусский народный оркестр»и др.
Интеллект-карта «Жанры музыки» помогает детям усвоить жанровое многообразие музыки. Карта «Композиторы» систематизирует информацию об авторах музыкальных произведений и их творческом наследии, что также является одним из компонентов музыкальной грамотности. Интеллект-карты «Симфонический оркестр» и «Белорусский народный оркестр» знакомят детей с музыкальными инструментами, их внешним видом и классификацией. С опорой на данные карты дети могут составить связное сообщение об оркестре, назвать инструменты, которые исполняли прослушанное музыкальное произведение.
Бесспорно: восприятие музыки – не только ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства, но и самый сложный для детей, особенно анализ музыкальных произведений. С использованием интеллект-карты «Средства музыкальной выразительности» подобный анализ становится для воспитанников более интересным и доступным, так как они способны справиться с ним самостоятельно, без помощи педагога. У детей выстраиваются связи между изображениями и определением к ним. Например, солнышко и тучка – соответственно, «мажор» и «минор». Отсюда и понятие «лад». Мышка и петушок – «громко» и «тихо», соответственно, это динамика. После прослушивания музыкального произведения ребенок может самостоятельно сделать словесный анализ с опорой на карту.
Весь наглядный материал целесообразно разместить на отдельных съемных носителях, что позволяет использовать их многократно и варьировать содержание заданий, например: восстановить деформированную карту, исправить ошибку, найти лишний элемент, добавить недостающий элемент, составить рассказ с опорой на интеллект-картуи т. д.
Эффективным является использование на музыкальных занятияхтакой техники визуализации каккроссенс.Классическийкроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратов, в которые помещены изображения, связанные между собой. Ключевым является квадрат с номером 5, который и является разгадкой всей головоломки [2].
Сначала в работе с детьми целесообразно применение кроссенса, в котором центральное изображение связано со всеми остальными. Обычно его разгадывание не составляет для воспитанников особого труда, если его содержание основано на пройденном материале (рисунок 1).
Более сложным является кроссенс, в котором каждая картинка связана ассоциативно с предыдущей и последующей. Такой способ прочтения называется «улитка». Данныйкроссенс привлекателен тем, что в нем могут быть собраны понятия из нескольких тем. Дети устанавливают между ними связи, проводят ассоциации, закрепляют пройденный материал.
В работе с воспитанниками целесообразно использовать сначала поле из четырех квадратов. В дальнейшем, когда детям будут понятны ассоциативные связи между картинками, кроссенс можно усложнить до шести и девяти квадратов.
Даннаятехника используется в начале занятия, когда детям предлагаетсяугадать тему занятия, для закрепления пройденного материала дети разгадывают по кроссенсу имя композитора, название музыкального произведения. Целесообразно применение кроссенса для смены видов деятельности, привлечения внимания детей.
Достаточно эффективным является составление кроссенса при анализе произведений. Центральный пятый квадрат – название музыкального произведения. В остальные квадраты вносится информация, образно характеризующая данное музыкальное произведение: автор, музыкальный образ, средства музыкальной выразительности. На последующих занятиях этот кроссенсможет использоваться как музыкальная загадка, решением которой является название музыкального произведения.
В настоящее время многие учреждения дошкольного образования оснащены высокотехнологичными информационными средствами развития и обучения, с помощью которых можно сделать обучение детей более интересным, ненавязчивым, продуктивным. Наличие подобных средств делает возможным применение в работе такой техники визуализации как интерактивная игра.
Интерактивные игры – мультимедийные презентации, разработанные на основе дидактических игр. Их использование направлено на решение конкретных образовательных задач, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [3]. Применение игр повышает мотивацию у детей к процессу познания, создает благоприятный эмоциональный фон. Реализуются игры с помощью различных эффектов анимации, что помогает воспитанникам с особым интересом усваивать учебный материал.
Результаты наблюдения за воспитанниками двух старших групп, в одной из которых техники визуализации не применялись, показали, что использование техник визуализации с целью формированию основ музыкальной грамотности привели к положительным результатам:
- 82,4% воспитанников старшей группы №1 понимали значение музыкальных терминов, ориентировались в жанровом разнообразии музыки и самостоятельно использовали музыкальную терминологию в высказываниях об образах музыкальных произведений, тогда как в старшей группе №2 таких детей 63,2%. В группе были также дети, которые затруднялись с выполнением заданий.
- использование техник визуализации способствовало повышению качества восприятия музыки воспитанниками. 76,5% детей старшей группы №1 безошибочно называли авторов музыкальных произведений, жанровую принадлежность, различали средства музыкальной выразительности, определяли прозвучавшие музыкальные инструменты. В старшей группе №2 с заданиями справлялись 52,6% воспитанников. 31,6% детей выполняли их с помощью педагога.
- в старшей группе №1 нет воспитанников, которые бы затруднялись с выполнением предложенных педагогом заданий. Даже те дети, которые часто пропускали занятия, быстро восполняли пробелы в знаниях.
Таким образом, обобщив полученные результаты, можно сделать вывод об эффективности использования техник визуализации в формировании основ музыкальной грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста. Музыкальные занятия с применением техник визуализации усиливают познавательный интерес воспитанников к музыке, активизируют их внимание, помогают разнообразить процесс знакомствадетей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.
Применение техник визуализации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, структурировать информацию. Техники визуализации позволяют значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми, расширить возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой учреждениядошкольного образования.
Список использованной литературы:
1. Визуализация информации в процессе обучения детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://infourok.ru/vizualizaciya-informacii-v-processe-obucheniya-detej-doshkolnogo-vozrasta-4378264.html1. – Дата доступа:….
2. Ходаренок, Т. Использование средств и методов визуализации в образовательном процессе с воспитанниками / Т. Ходаренок // Пралеска. – 2022. – №3. – С.16 –18.
3. Шаціла. В. Інтэрактыўная дыдактычная гульня як сродак далучэння дзяцей дашкольнага ўзросту да беларускайнацыянальнай культуры / В. Шаціла // Пралеска. – 2021. – №4. – С.8 – 10.
раскрыть » / « свернуть